Как редактировать свои тексты и научиться видеть ошибки
Многие из вас часто спрашивают меня, как самостоятельно редактировать свои тексты.
Отвечаю: читать так, как будто перед вами текст вашей соперницы! То есть — беспощадно 🙂 А если серьезно, то с высокой долей объективности. Давайте начнем? Заодно я расскажу один секрет о том, как научиться видеть свои ошибки в тексте.
Редактура — это интересно!
Недавно мы на курсе «Сам себе редактор» всю неделю редактировали свои и чужие тексты, и это оказалось так азартно, что увлекло некоторых девочек и им понравилось «быть редакторами».
Мало того, они заметили, что после проверки чужих текстов быстрее замечают и свои ошибки!
Ну, я то всегда знала, что работа редактора – дело интересное, а вот новичкам оно часто кажется скучным. Да и не понимают люди, далекие от этой профессии, что значит – редактировать тексты?
Большинство уверены, что редактировать – это исправлять ошибки (которые мы к тому же чаще всего «за собой не замечаем»). Вы тоже так считаете? Тогда давайте я расскажу вам, как это делать и как замечать свои собственные ошибки в текстах!
Итак, вы сели редактировать свою статью. С чего начать и что вообще делать, кроме проверки ошибок? Давайте начнем с теории.
Редактура включает в себя:
— оценку сюжета и структуры текста
— анализ текста с логической стороны
— фактический анализ текста
— анализ и оценка языка и стиля.
Именно на таких этапах настаивает «бог всех редакторов» А.Э. Мильчин, по чьей методике принято редактировать тексты.
Что означают данные этапы? Давайте разберем их подробнее.
1) Оценка сюжета и структуры текста
Давайте сразу определимся: речь идет не о художественных произведениях, а о статьях для интернета. Поэтому сюжет мы оценивать не будем, вместо этого ответим на два вопроса:
-
Текст соответствует формату?
Если вы написали рецензию на книгу — это точно рецензия на книгу, или ваши размышления о проблеме / сарказм по поводу талантов автора / рассказ о том, что вы читали лучше-хуже чем эта книга?
Если вы сделали тематическую статью, в ней точно есть полное описание проблемы / главной темы, цифры и факты, вступление и резюме?
Если вы написали новость, в ней точно речь идет о событии?
Для каждого формата есть свои требования и стандарты, и приступая к редактированию, в первую очередь необходимо определить, соблюдены ли эти требования и стандарты. Если да — переходим к следующему вопросу.
-
Ваш текст читабелен? Он разбит на главы и абзацы?
Если нет — сделайте это. Текст — скатерть никто читать не будет!
Во-первых, это неудобно в интернете: глаз быстро устает, в голове возникает каша.
Во-вторых, для мозга это лишняя нагрузка: пробежавшись по подзаголовкам внутри статьи, он быстро схватывает суть и выделяет то, что ему действительно интересно / нужно / неизвестно.

Пример статьи без подзаголовков
Когда же подзаголовков нет, мозгу просто не за что зацепиться и он быстро встанет перед выбором: закрыть эту статью или продираться сквозь дебри?
Второе он выберет только в том случае, если эта статья — единственный источник и больше нигде такой информации нет (согласитесь, такие случаи в интернете — большая редкость).
Поэтому обязательно разбивайте статьи на подзаголовки. Если есть возможность, добавляйте:
- списки
- цитаты
- врезки
- картинки с подписями и без
- цифры
-
В тексте есть вступление, центральная часть и резюме?
Я всегда советую «приделывать» вступление и резюме по такому принципу:
Вступление — после того, как статья готова и вы ее редактируете. Теперь уже вы точно знаете, что есть внутри статьи, о чем она, какие проблемы она помогает решить и на какой вопрос дает ответ. Снесите старый первый абзац и напишите новый — лаконичный, простой. О том, как это делать, у меня есть целая отдельная статья: ПРОКЛЯТИЕ 1-ГО АБЗАЦА: КАК НАЧАТЬ СТАТЬЮ?!
Резюме (заключение статьи, итог, выводы) — совсем другая история. Его лучше писать на эмоциях, пока ваши чувства не остыли. Это важно!
2) Анализ текста с логической стороны
Здесь вам предстоит разобраться:
-
Текст раскрывает тему или нужно что-то дополнить?
Именно для этого я и рекомендую откладывать текст как минимум на 24 часа после написания. А лучше приступать к редактированию текста еще позже — через 48 часов. Тогда вы сможете оценить «свежим взглядом» — раскрыта ли тема?
Это самый важный вопрос!
Читатель простит вам пару опечаток, но никогда не простит «статью ни о чем». Это самое опасное, что вы можете сделать — разгневать его тем, что они потратит время на чтение, но не получит ответа на свой вопрос. В первую очередь статья должна быть релевантна!
Она должна давать развернутый ответ на заявленную тему. Это первое и самое главное в наших текстах. Ведь интернет — это прежде всего поисковик, а потом уже все остальное.
Поэтому проверьте, дает ли статья ответ на вопрос, который читатель может забить в поиске. Если нет — дополните ее (поисковики, кстати, любят статьи, которые дополняют, обновляют).
-
Все части текста взаимосвязаны?
Или вы в какой-то момент пустились в воспоминания, рассказ о похожей проблеме, а то и вообще о личном опыте, не имеющем отношения к теме статьи? Безжалостно удалите это! Если же эти куски кажутся вам безумно удачными / остороумными или еще какими-то — отлично, сохраните их в отдельный файл, пусть станут подстрочником для новой статьи.
-
В статье выдержана логическая цепочка?
Имеется в виду: «вступление — суть / описание проблемы — методы решения — резюме» для тематических статей. (Для остальных — в зависимости от формата).
3) Фактический анализ текста
Пришло время для фактчекинга. Проверьте: все ли даты, факты, имена и фамилии, цифры, данные соответствуют истине?
Проверяйте все, что можно отнести к фактам. Вы упоминаете в статье какого-то человека? Проверьте написание его ФИ, должности (если вы ее указываете) и вообще загляните в Википедию или в его личный аккаунт в соц.сетях, личный сайт.
Зачем? А затем, что очень часто даже рассказывая о тех, чью должность или имя вы знаете наизусть, можно допустить глупейшие ошибки:

Отсутствие фактчекинга
И только после этого можно говорить об грамматических и пунктационных ошибках!
4) Анализ и оценка языка и стиля
Строго говоря, редактор не исправляет ошибки, это работа корректора, но так как мы, труженики интернета, либо сами редактируем свои тексты либо делаем это с чужими текстами и не имеем в штате корректоров, кроме анализа языка и стиля, мы еще и правим ошибки.
И это, как вы заметили, самая последняя, а отнюдь не первая, стадия в редактировании текстов. Что важно в этом смысле для редактирования своих и чужих текстов и
Как научиться видеть свои ошибки?
Этот вопрос – очень актуальный. Большинство людей, и я в том числе, часто не видят собственных ошибок в текстах, тогда как чужие сразу бросаются в глаза. Так устроен наш мозг: ему трудно оценить собственное творение.
Например, недавно я проводила Мастер-класс и опубликовала в соц. сетях вот такой анонс:

Моя собственная ошибка. Каждому редактору нужен свой редактор!
Как видите, и на старуху бывает проруха. Но, разумеется, это нехорошо и всем надо стараться видеть свои собственные ошибки. Чтобы упростить задачу, попробуйте такие
профессиональные методы редакторов:
1) Увеличьте масштаб или сделайте крупный шрифт. Вычитывать мелкие буковки почти бесполезно.
2) Читайте тексты громко вслух. Желательно по слогам. Неправильные окончания, запятые и пропущенные буквы будут сразу же вами обнаружены.
3) Включайте в Ворде значок скрытых символов. Он показывает абзацы, пробелы, теги (если вы что-то копировали из интернета) и другие помехи, невидимые в обычном режиме.
4) Пользуйтесь словарями, справочниками, учебниками. Это не только поможет быстро разобраться, ошиблись вы или нет, но еще и послужит хорошей профилактикой. Что я имею в виду?
Когда задача связана с большим количеством действий (вы открыли словарь или сайт «Грамота.ру», долго искали, потом удивлялись полученному ответу, и т.д.), наш мозг запоминает ее, как важную, значительную. Поэтому, скорее всего, вы больше не допустите данную конкретную ошибку.
Если вы будете использовать все 4 метода, вы скоро научитесь находить процентов 90 своих ошибок в тексте.
Что еще, кроме ошибок, важно в тексте для интернета?
А теперь давайте рассмотрим специфические вещи — то, что нужно править исключительно в текстах, предназначенных для интернета. Ведь мы уже не раз с вами обсуждали тот факт, что статьи для интернета отличаются от статей для печатных СМИ, например.
Долой длинные предложения и запятые
Первое, что вам необходимо научиться делать, если вы пишете в интернет, это приводить в порядок длинные предложения. Запомните: времена Достоевского (короля сложных предложений) закончились 150 лет назад.
Интернет не терпит длинных сложных предложений!
Поэтому придется научиться быть кровожадным редактором, безжалостно кромсающим их на части.
Я собрала для вас несколько примеров из астрологического текста, который редактировала недавно.
Потратьте немного времени и рассмотрите примеры внимательно. Я думаю, вам удастся поймать суть:
1) Чем короче предложение, тем лучше.
2) Чем меньше запятых, тем легче читать.
3) Чем реже употреблять «чтобы, что, что также, что тоже, что-нибудь», тем проще текст.
Итак, побудьте немножко редактором!
Это 1 длинное и сложное предложение, в котором по смыслу заключено сразу 2 предложения:
Вы оба испытываете потребность в независимости, несмотря на то, что вам трудно поддерживать равновесие в финансовой сфере, каждому из вас нужно самостоятельно распоряжаться своими деньгами.
Мозг можно сломать! Делаем 2 более коротких и понятных предложения:
Вы оба испытываете потребность в независимости. Так как вам трудно поддерживать равновесие в финансовой сфере, каждому из вас лучше самостоятельно распоряжаться своими деньгами.
1 длинное, сложное, сумбурное предложение с 3 запятыми:
Вам будет трудно поддерживать равновесие в паре, потому что на каждом корабле должен быть лишь один капитан, рано или поздно между вами возникнет соперничество, каждый будет стремиться подчинить себе другого.
Разбиваем на 2 более коротких и логичных предложения, в каждом из которых по 1 запятой. Заметьте, насколько упрощает текст короткое слово «ведь» вместо громоздкого «потому что»:
Вам будет трудно поддерживать равновесие в паре, ведь на корабле должен быть лишь один капитан. Рано или поздно между вами возникнет соперничество, в котором каждый будет стремиться подчинить себе другого.
1 длинное и сложное предложение с нагромождением из запятой и множеством согласных:
Вы любой ценой хотите добиться, чтобы партнер согласился с вашими идеями, которые, по вашему мнению, много лучше его собственных, что также может стать источником бурных споров и скандалов.
Делаем 2 более коротких предложения. И почему бы не заменить «добиться, чтобы партнер согласился» на более простой вариант: «добиться согласия»?
Вы любой ценой хотите добиться согласия партнера с вашими идеями, которые, по вашему мнению,
лучше его собственных. Это может стать источником бурных споров и скандалов.
1 длинное и очень сложное предложение. А как вам «спонтанность в любовных объятиях»?
На уровне сексуальных отношений взаимопонимание будет на уровне ниже среднего, потому что
в любовных объятиях между партнерами не хватает спонтанности, кроме того, партнеры придерживаются различных точек зрения на взаимные желания и устремления.
Разбиваем на 2 более коротких и логически верных предложения.
Меняем «объятия» на «сферу» а «придерживаются различных точек зрения» на «смотрят»:
На уровне сексуальных отношений взаимопонимание будет на уровне ниже среднего, потому что в любовной сфере партнерам не хватает спонтанности. Кроме того, они по разному смотрят на взаимные желания и устремления.
Я надеюсь, вам понравилось редактировать тексты и находить ошибки? 🙂
Удачных вам правок!
А я не поняла, какая ошибка в анонсе… Какая?
Юля, я не поняла ваш вопрос.