Редактор Красникова

Тонкие натуры: психологические проблемы пишущих людей

психологические проблемы пишущих людей
Если вы — пишущий человек, вам наверняка знакомы такие советы, как «не обижайся на ерунду», «смотри на мир проще», «не принимай близко к сердцу»… Вам также наверное иногда хотелось превратиться в менее ранимого человека, легче принимать критикику со стороны и отключить внутреннего критика? Тогда эта статья для вас.

Депрессия и писательство — неразделимы?

Писательство вошло Топ-10 самых депрессивных профессий, причем мужчины особенно подвержены риску, пишет американский сайт о здоровье health.com.

Хладнокровные медики, далекие от наших творческих переживаний, называют такие причины:

— нерегулярные доходы
— работа в изоляции
— переживания по поводу критики читателей, рецензентов, заказчиков, редакторов и издателей
— резкая смена периодов — от уединенной работы над текстом до необходимости общаться с большим количестом людей после сдачи книги
— непредсказуемость реакции читателей на текст — они могут быть без ума от автора вчера, и утратить всякий интерес сегодня.

Последнее особенно чувствительно в наше время, когда от автора до читателя — один клик. Любой грамотей может написать автору в соц. сетях что-нибудь типа «афтар убейся об стену», хотя сам вряд ли способен написать без ошибок хотя бы 2 предложения.

Но и в те времена, когда писатель лишь отдаленно представлял себе «свою ЦА», эта профессия была сопряжена с риском депрессии.

Изучая биографии известных писателей, я заметила, что многие из них были склонны к меланхолии или депрессии. Об этом говорят они сами либо те, кто их хорошо знал.

«Меланхолия же сопровождала Некрасова всю жизнь. Даже семнадцатилетним юношей, едва вступив в жизнь, Некрасов писал: «И в новый путь с хандрой, болезненно развитой, / Пошел без цели я тогда…»» (М.М. Зощенко. 1990, с. 98.)

«…Если бы кто-нибудь видел, как он по двое суток лежал у себя в кабинете в страшной хандре, твердя в нервном раздражении, что ему все опротивело в жизни, а главное — он сам себе противен, то, конечно, не позавидовал бы ему». (Панаева, 1986, с. 206.)

Еще чаще у писателей встречается высокая требовательность к себе.

Чехов говорил Бунину, что если бы он смог написать что-то, как Лермонтов, то после этого можно и умереть.

Гоголь переписывал свои произведения по многу раз и в итоге сжег продолжение «Мертвых душ»: ему показалось, что роман скучен.

Кафка завещал уничтожить всю свою писанину, но его душеприказчик не сделал этого и опубликовал его произведения, вопреки завещанию.

Ну и одно из самых непредсказуемых — слава / успех. Маяковский покончил с собой во многом потому, что им перестали восхищаться и начали воспринимать скептически.

Почему так?

Я уже приводила мнение медиков, и согласна с ним: работа в уединении, нерегулярность доходов и непредсказуемость успеха серьезно сказывается на настроении пишущего человека.

Но нельзя не упомянуть еще одну причину: к писательству вообще питают интерес больше склонные к размышлениям, анализу люди, нежели общительные весельчаки. Т.е. в этой теме изначально заложена мина замедленного действия.

Что делать?

Если тема вам близка и интересна, вы можете послушать мнение и рекомендации клинического писхолога, писательницы Юлии Щирской в моем радиоблоге «Мир глазами редактора»:

© Ирина Красникова

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *